Даже в сотовом телефоне многие из 30 компонентов вредны для человека и окружающей среды
Пять лет для истории – сущий пустяк. Пять лет для компьютера – старость. Совсем не дряхлый и вполне работающий механизм отправляют «по этапу»: сначала за дверь, как нашкодившего кота. А когда обрастёт пылью – на помойку. Жаль, но что делать? Ведущий специалист Центра «Содействие устойчивому развитию» Юлия ДУШКИНА, участвовавшая в проекте ПРООН по управлению электронными отходами в качестве национального эксперта, согласилась дать ответ на этот и другие вопросы.
– Объём отходов электронного и электрического оборудования растёт угрожающими темпами во всём мире. И в Казахстане тоже. К сожалению, достоверных статистических данных на этот счёт в стране нет. Чтобы примерно оценить ситуацию, в ходе реализации проекта ПРООН мы провели социальный опрос. В 31-й респондентской семье использовалось 150 сотовых телефонов, 56 телевизоров, 38 холодильников, 32 стиральных машины. А если так, то в целом по стране может находиться в обращении до 40 млн единиц электронного и электрического оборудования только названных четырёх категорий. Спустя несколько лет из них образуется 40 млн единиц отходов.
В 2012 году жители Казахстана купили 715 тысяч холодильников, 425 тысяч стиральных машин и машин для сушки белья, 722 тысячи телевизоров, 364 тысячи видеомагнитофонов и видеокамер. Если предположить, что вся эта техника приобреталась вместо старой, то объём электронных отходов составил более 80 тысяч тонн.
– И куда это кануло?
– Часть хранится в кладовках потребителей, часть попала в переработку, а часть (к сожалению, большая) ушла на свалки. Между тем в электронных и электрических отходах содержится много опасных веществ: кадмий вызывает канцерогенез, свинец – проблемы с почками и заболевания мозга, ртуть – нервные расстройства, ухудшение зрения, слуха, нарушения двигательного аппарата. Бромированные антипирены – поражение нервной и репродуктивной систем, онкологические заболевания. И это далеко не полный перечень. В маленьком сотовом телефоне используется более 30 химических компонентов, многие из которых являются потенциально опасными для здоровья человека и окружающей среды.
– Как они могут навредить человеку, находясь на свалке?
– Из электронных плат, оказавшихся в грунте, выщелачивается свинец. При сжигании плат в атмосферу попадают углеводородные частицы и сажа. Горение пластика, содержащегося в электронном и электрическом оборудовании, приводит к образованию диоксинов и фуранов, признанных самыми сильными канцерогенами. Если свалка не снабжена специальным противофильтрационным экраном (а так оно обычно и бывает), возможна миграция опасных веществ в подземные воды.
– Как можно мотивировать население на сбор отработанной техники?
– В разных странах по-разному. Например, одна компания в Калифорнии пообещала пожертвовать 50 тыс. долларов школам, которые примут участие в сборе электронных отходов. Откликнулось 250 государственных и частных образовательных учреждений.
Рисунок Ибрагима КУБЕКОВА |
В США клиентам сети Mac при покупке нового компьютера предлагают бесплатно сдать старый. Американские потребители, покупающие новый Mac в магазинах AppleStore или Applee’sRetailStore, получают право на бесплатную доставку и утилизацию отработанной техники. Жители Купертино, где находится головной офис Apple, могут сдать ненужные компьютеры и другие электронные устройства, независимо от их производителя, в любое время на безвозмездной основе.
– А что у нас?
– В Казахстане пока никаких мотивирующих мер не предусмотрено. Может, поэтому опрос, проведённый центром «Содействие устойчивому развитию» в 2011 году, показал, что 27% респондентов не хотят утруждать себя раздельным сбором отходов и намерены продолжать выбрасывать отработанную электронику на свалку или оставлять на хранение у себя дома. В прошлом году мы спросили у наших соотечественников, что могло бы мотивировать их на сдачу отходов в специализированные пункты. Чаще всего нам отвечали: «небольшое денежное вознаграждение» и «забота об окружающей среде». А в качестве стимулирующих мер назывались доступность пунктов сбора, информационные кампании, денежные штрафы. То есть готовность определённой части населения к разумному обращению с электронными отходами всё-таки есть. Чтобы поддержать её, необходимо развивать соответствующую инфраструктуру, совершенствовать законодательство и наладить контроль за его соблюдением.
– Думаете, можно быстро решить эти вопросы?
– В Индии на внедрение механизма сбора и переработки электронных и электрических отходов дали штатам всего один год. Нарушителей стали наказывать в соответствии с Законом об охране окружающей среды. Максимальное наказание – семь лет лишения свободы или штраф 100 тысяч рупий.
– Ну, если так, то может и получится!
– Эффективное управление электронными отходами невозможно без реализации принципа расширенной ответственности производителя (поставщика или импортёра) за безопасное обращение продукции после утраты ею потребительских свойств. Это доказывает пример развитых стран мира. В Казахстане работа по внедрению РОП только начата.
– А как собирают отходы за рубежом?
– Для малогабаритной электроники (сотовых телефонов, радиоприборов, бритв, блендеров, часов) устанавливают контейнеры в офисах и магазинах. От телевизоров, мониторов, пылесосов, холодильников можно избавиться на парковках возле торговых центров. Поехал за покупками – прихватил ненужную технику. Чем плохо? В наших условиях пункты сбора крупногабаритных отходов можно обустроить на окраинах городов и населённых пунктов.
В Италии появились «интеллектуальные» контейнеры, которые можно открыть только с помощью магнитных карт (например, карт медицинского страхования) или универсальных e-card. Это позволяет отслеживать движение электронных отходов и контролировать их утилизацию. Кроме того, такие контейнеры оснащаются оборудованием для взвешивания отходов и считывания данных с карт. Самых активных участников проекта поощряют льготными купонами, дающими право на приобретение товаров с большой скидкой. Автомат, разработанный английской и норвежской компаниями, выдаёт купоны или другое вознаграждение лицам, сдающим перегоревшие лампочки.
– Почему у нас всё не так, как хотелось бы?
– Одна из основных причин, препятствующих становлению системы сбора и переработки электронных и электрических отходов, – отсутствие чётких требований законодательства. Ни Экологический кодекс, ни другие законодательные акты не регламентируют обращение с отработанным электронным и электрическим оборудованием. К чему это приводит? В 2011 году мы изучали деятельность сервисных центров. Согласно опросам у них не образуется электронных отходов, поскольку отремонтированное оборудование и оборудование, не подлежащее ремонту, возвращается клиентам, а собственное, вышедшее из строя, – производителям. На самом деле всё не совсем так. По неофициальным данным, заказчик чаще всего отказывается забирать негодную для дальнейшей эксплуатации технику. Тогда работники сервисных компаний разбивают её на части и отправляют в контейнеры для сбора коммунальных отходов. В результате опасные вещества опять же попадают на свалки и полигоны. В малых количествах они не наносят явного вреда, но рано или поздно количество переходит в качество. Единственный выход в том, чтобы сделать электронные отходы ресурсом и включить в хозяйственный оборот.
– Тем более что предприятия по переработке отходов в Казахстане есть…
– Их, по меньшей мере, десяток. Но из-за нехватки отходов они работают не на полную мощность. Кроме того, предприятия в основном сосредоточены в четырёх областях: Алматинской, Карагандинской, Акмолинской и Атырауской. Возникает проблема с транспортировкой отходов из других регионов страны, для решения которой нужна поддержка со стороны государства и производителей электронного оборудования. Отсутствие такой поддержки вынуждает предприятия взимать высокую плату с потребителей, что сильно снижает интерес населения и организаций к сбору и сдаче ненужной техники.
Сегодня в Казахстане практически отсутствуют технологии для обезвреживания опасных компонентов электронного и электрического оборудования. В связи с этим большинство компаний вынуждено передавать их на захоронение. Спросите, куда? Нередко всё на те же полигоны для ТБО.
Продуктами переработки электронных отходов могут быть золото, платина, серебро, иридий, палладий, родий. Но электронный скрап с казахстанских предприятий отправляется в Россию, потому что в Казахстане нет оборудования и технологий для извлечения из него драгоценных металлов.
– У вас не возникло чувства безнадёжности после работы в проекте?
– На самом деле перемены к лучшему есть. К 2030 году в Казахстане в соответствии с Программой модернизации системы управления твёрдыми бытовыми отходами планируется довести сбор отслужившей бытовой техники до 50, а переработку собранных отходов до 85 процентов. Специалистами Центра «Содействие устойчивому развитию» разработан национальный стандарт, регламентирующий порядок безопасного обращения электронных отходов. Сейчас он проходит регистрацию в Комитете технического регулирования и метрологии. Так что проблема, я думаю, будет решаться.